В соответствии с российским законодательством, магазины называются «предприятиями розничной торговли» и подчиняются ряду норм. Нормы проектирования отражены в СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»: в этом документе максимально подробно описано то, чего требуют от подобных зданий и сооружений закон.
Не существует двух абсолютно идентичных проектов магазина, потому что они варьируются в зависимости от типа предприятия, места его расположения, назначения, от ассортимента и целевой аудитории. Например, бутик эксклюзивной брендовой одежды будет отличаться от стока, а гигантский сетевой гипермаркет — от магазина «у дома». Задача магазина — вызывать у покупателей желание приобрести товар, поэтому проектировщик и дизайнер выступает в том числе в качестве маркетолога. Он разрабатывает концепт совместно с владельцем бизнеса: с нуля, если это новая «точка», или в соответствии с корпоративным брендбуком, если это часть сети.
При проектировании и строительстве магазина специалисты балансируют между нормами закона и пожеланиями клиента. Отыскав возможность гармонично сочетать эти два пункта, они находят оптимальный вариант — предприятие розничной торговли, которое привлечёт внимание клиентов, будет комфортно для сотрудников и не вызовет нареканий со стороны проверяющих служб.
Дизайн и соответствие корпоративному стилю — не всё. Пространство помещение должно быть зонировано таким образом, чтобы клиенту было удобно, а продавцу — выгодно. Заранее планируется маршрут, по которому клиент будет следовать на пути к необходимому товару, причём таким образом, чтобы в процессе у него появилось желание приобрести дополнительные вещи. Отличный пример в данном случае — проектирование пространства гипермаркета «Икея», достаточно хаотическое на первый взгляд, но в действительности продуманное таким образом, чтобы при визите покупатель посетил максимально количество зон.
Что в данной ситуации делают дизайнеры интерьеров и проектировщики:
Зонирование пространство — ключевой момент в проектировании и строительстве магазина. Грамотный специалист знает, к примеру, что большая часть покупателей (до 90%), зайдя в магазин, повернут направо и проследуют вдоль правой стены, именно поэтому здесь имеет смысл размещать самые лучшие предложения.
Работает это не всегда, и не всегда есть возможность занять под товары именно правую стену. Именно для этого нужны специалисты, у которых есть опыт проектирования торговых предприятий.
«Вести» покупателя по магазину можно разными способами — необязательно стенами и стеллажами, но также освещением и предметами декора. Учитывается и удобство: если клиент чувствует себя дискомфортно, не может «развернуться», то и вероятность купить что-нибудь снизится максимально.
Перед проектировщиками, архитекторами, дизайнерами интерьеров и строителями стоит сложнейшая задача: гармонизировать пространство, учтя маркетинговые задачи и при этом не разозлив покупателя. Именно поэтому разработку проекта магазина — как и его строительство — желательно доверять профессионалам. Даже небольшая оплошность или незнание особенностей зонирования пространства и расположения торговых зон может привести к потере прибыли, которая будет не единичной, а систематической.